Я ему два года говорила: «Фотография — это не искусство»
«Сначала сидишь у нас на кухне, ешь вафли, а потом проходит время, и ты берешь у нас интервью», — сказала мне Полина перед нашим разговором. Я знакома с ними шесть лет и только сейчас осознала, насколько Шульгины уникальное явление. Выросли в Миассе, интуитивно освоили фотографию, создали свой стиль, а сейчас называют себя инди-фотографами и авторами. Обсудили с Полиной и Лешей, как спустя 10 лет все так же любить свою профессию, каково быть коллегами и супругами одновременно, и почему они не хотят уезжать из Челябинска.
Текст: Анюта Гневчинская
Фото: Кирилл Трухин
К искусству на ощупь
Как прийти к эстетике, если живешь среди заводов?
Полина: Когда ты рожден в красоте, тебе будто и не хочется ничего улучшать. А когда рождаешься в городе, где смотришь по сторонам и тебе везде некрасиво, ты подсознательно начинаешь тянуться к красоте. Понимаешь, что тебе нужно ее создавать.
Леша: Столицы развиваются активно, у них есть финансирование. Если говорить о Миассе и подобных городах, там в рамках культурной жизни болотце. Но это помогает не хватать много со стороны, а больше развиваться изнутри.
Когда ничего не меняется на протяжении 10-20 лет, человек все это время будет пытаться что-то придумать, чтобы ему было интересно.
То есть вы себя чувствуете более независимыми, чем люди, которые изначально жили в творческой тусовке?
Полина: Нам не на кого было ровняться. Это был 2012-2013 год, если ты хотел найти информацию по фотографии, были только форумы. Там 40-50-летние дядечки ворчали про технику, ничего полезного. Ты со всеми программами разбирался наугад. Возможно, сейчас по-другому, но раньше — если ты не в тусовке и живешь в городе, где этой тусовки нет, ты не в индустрии. Тебе туда надо самому чудом войти.
Если вы были не в тусовке, то как вы вообще пришли к фотографии?
Леша: Для меня это было что-то пассивно-интересующее, способ документировать что-то вокруг. Когда у родителей появилась камера, я снимал природу, сад. Потихоньку захотелось это улучшить. Тогда на телевидении начали появляться передачи, где катаются по миру, снимают, хотелось это перенести сюда.
Полина: Я в тот момент рисовала и была уверена, что стану знаменитым художником. Когда мы с Лешей познакомились, я ему два года говорила: «Ты что, фотография это не искусство. Вы, фотографы, приходите на готовенькое, только кнопку нажать и все».
А он еще снимал цветы, горы, пейзажи. Я на него наезжала: «Смотри, это же природа сделала, ты сфотографировал то, что уже было». Мне казалось, что фотография — слишком просто. А потом Леша дал мне камеру, я поднесла ее к глазу, а там что-то некрасиво. Я сразу заинтересовалась: так, а в чем проблема.
Как найти в себе желание к развитию, когда вокруг стагнация?
Полина: Было много антипримеров, которые запугали. Мы с рождения видели людей, которым вообще ничего не надо. Их родители прожили в Миассе, на заводе гайки закручивали, и они так собираются, и их дети тоже. Мы много усилий приложили к тому, чтобы отстоять занятие творчеством. После максималистского: «Вы думаете, у нас не получится, а у нас получится!» — не было варианта сказать: «Ой, с фотографией не получилось».
Леша: Мотивация антипримером все еще работает. Иногда вижу людей, которые вроде успешные, но им уже неинтересно дальше двигаться. Не хочется попасть в эту ямку, когда достаточно того, что есть, и ты не хочешь ничего менять.
Полина: Очень страшно стать таким сытым, довольным художником.
Ощущение дома
Почему вы не переезжаете в более крупные города?
Полина: Предлагаю абзац начать с надписи большими буквами: ПОТОМУ ЧТО МЫ ПАТРИОТЫ! Мы вообще фанаты Урала: природы, людей, общей атмосферы. Нас и Миасс бы устраивал, не будь он немного попахивающим болотом, там не с чем работать. Поэтому мы выбрали ближайший большой город, где сможем и себя реализовывать, и дальше наслаждаться Уралом. В этом году мы специально поехали по России на машине, чтобы заезжать во все крупные города по пути. До этого ещё успели по месяцу-два пожить в Москве и Питере. Нам нигде не понравилось больше, чем в Челябинске. Здесь понятнее люди, приятнее находиться. Не знаю, почему все говорят, что город какой-то стремно-серый, он интересный.
Эта атмосфера Челябинска, какой вы ее видите?
Полина: Уникальный культурный феномен. Во всех городах прячут то, что в Челябинске выставляют как плюсы. Ты приезжаешь в город и видишь, что у них старые заводы по окраинам растолканы, заброшены за каким-то забором, чтобы туристы не увидели. А здесь в центре завод — самый крупный творческий кластер в городе. Еще ощущение, будто ты живешь на стыке природы с диким урбаном. Я не знаю, где еще ты 5 минут находишься в лесу, а потом выходишь в центре города миллионника.
Леша: Если в небольшом городе происходит открытие, ему сложнее подать на авторские права. Намного проще крупному доказать, что украли у него. Например, фудкорт в формате «Белого рынка» у нас открылся раньше, чем в Екатеринбурге. Но сейчас все эту «Эсторию» в «Гринвиче» знают, а у нас она существовала уже год. Со SVOBODA2 также. Мы приехали в Питер, и нам говорили, что недавно открылся Севкабель. Мы приходим и понимаем, что SVOBODA2 на года два его опередила. Кажется, проще уехать туда, где хорошо.
А ценить то, что у тебя есть и не забрасывать — в этом есть что-то про любовь.
Что именно для вас дом?
Полина: Сейчас это Челябинск целиком. До этого мы вообще не выезжали в другие части города и у нас домом была квартира и немного вокруг, как открытая точка на карте в GTA. А за эти два года мы сильно узнали все его закоулочки. Даже когда со стороны ЧМЗ в этот черный дым въезжаешь, ты такой: «Эх, запах дома».
Как сохранить любовь к месту, где ты постоянно находишься?
Полина: Нужно давать шанс удивить. Периодически выбираться в места в городе, где ещё не бывал. Уезжать, чтобы видеть на контрасте. Не обязательно надолго, хотя бы на день-два сменить локацию, чтобы взгляд не замыливался. Чтобы ты приезжал и с вновь нахлынувшими чувствами влюблялся. Если безвылазно сидеть годами, да, наскучит, как и любой город.
Леша: И работа позволяет постоянно открывать новое. Мы можем год ездить мимо здания, а потом случайно приходим снимать портреты той компании, которая его построила. Ты будто это здание всегда воспринимал со стороны, а тут еще и внутри побывал.
Даже если в такой мелочи есть что-то интересное, то в рамках всего города и жизни не хватит, чтобы узнать все детали.
Адаптация к новой реальности
Как держаться сейчас? Как вы справляетесь?
Полина: Когда всё началось, нас на недельку осадило. Мы практически ничего не делали. В какой-то момент поняли, что стало только тревожнее. Поэтому решили сосредоточиться на том, что можем контролировать. Мы увидели, что есть люди, которым это тоже нужно. Потому что постоянно находиться в негативном облаке тегов очень сложно. Кто-то должен добавлять что-то отвлеченное, как будто ничего не происходит. Нам кажется, это классная миссия.
Леша: Как будто ничего не происходит в контексте творчества. Искусство и творчество сложно отделить от политики, от мира, но важно понимать, что есть те, кому нужно созерцать что-то положительное. Нельзя отрицать, что общемировой стресс приводит к созданию нового, но также и созидание чего-то мирного помогает появиться не менее великому. Мы решили не уходить от реальности, а разделять ее. Искусство должно оставаться вне всего.
Изменилось настроение у заказчиков, их количество?
Полина: Было неловко, что мы продолжаем работать. А у заказчиков, что они в такое время пошли фотографироваться. В итоге мы поняли: в этом нет ничего стыдного, это нормально.
Ненормально закрыться, сесть и горевать за всю планету. В какой-то момент заказов стало даже больше. Может, люди хотели запомнить. Со свадьбами точно ничего не изменилось, во все времена люди женятся, беременеют, рожают детей — жизнь продолжается.
Художники с окраин
В фотографии вы 10 лет. Как удержать интерес к работе?
Полина: Меня мотивирует пробовать новое. Фотография — это не речка, в которую ты вошел и вышел. Это огромный поток из которого идет миллиард ручейков. Ты можешь уйти в портретную, предметную, коммерческую съемку. И если ты не будешь стоять по центру и глазеть на них, а каждый попробуешь, тебе будет интересно. Даже в рамках одного ручейка можно пробовать свои стили. За все время раз 5 было, что я сносила нам всё портфолио и мы начинали заново. Новый взгляд, новая жизнь, новая фотография. Срок обнулялся, мы будто только начинали, поэтому не было усталости.
Леша: Можно быстро устать, если целью ставить заработок или регалии. Когда нам нужно было зарабатывать, мы только закончили обучение, встал вопрос: развивать фотографию и активно этим заниматься, либо идти на работу и фотографию переводить в хобби. Решили попробовать первое. Мы много снимали, был большой поток коммерции, но спустя полгода мы истощились.
Полина: Тогда мы в первый раз выгорели настолько, что вообще полгода камеры в руки не брали. Мы боялись, а вдруг больше никогда не захочется снимать. Страшно, когда у тебя одно увлечение, и ты его потерял.
Нас это настолько напугало, что мы больше никогда так не делали. Мы не теряем любовь к фотографии, потому что даем себе соскучиться. Это как в отношениях, если вы 24/7 вместе, очень сложно сохранять любовь через год-два-три. А мы не круглосуточно вместе с фотографией.
Кстати, про отношения. Тяжело работать, когда вы пара?
Полина: Работать вместе очень сложно. Возможно, это легко, когда вы не творческие люди или вам наплевать на работу. А мы оба очень заинтересованные, у каждого своё видение. Пока мы не расписали точный перечень зон ответственности, у нас раза три доходило до того, что всё, делим технику, «какая там у меня была фамилия…». Это быстро прошло, мы поняли, если продолжать так ругаться, то все это долго не просуществует. У нас есть официальный документ, где прописано, чем каждый из нас занимается.
Леша: Споры — это маркер, насколько каждому из нас интересно то, чем мы занимаемся. Если мы очень гладко проводим все съемки — это повод поговорить.
Полина: Но сейчас уровень заинтересованности такой, что бывают серьезные споры из-за оттенка зеленого.
Леша: Я не верю, когда кто-то говорит, что на работе может быть с партнером как с коллегой, а дома — как с любимым человеком. Это невозможно, если пара общается доверительно и работает заинтересовано в одной профессии. Желание сохранить хорошие отношения и помогает нам найти компромиссы в работе. Это как будто ещё один повод узнать друг друга с новой стороны.
Полина: И классная мотивация мириться. Вы не можете ругаться как семейная пара, потому что это отразится на работе, а у вас ответственность перед людьми. И вы не можете ругаться по рабочим вопросам, потому что у вас ответственность друг перед другом.
Как вы опишите свое видение в фотографии?
Леша: Мы годами пытаемся ответить на этот вопрос. Циклично каждый год у нас происходит переоценка и в ближайшее время хочется перейти в другое русло. Сейчас сними мы по отдельности, это будет два совершенно разных результата.
Полина: Однажды на съемке нам сказали, что наш стиль называется красивой депрессией. Мы это подцепили, хочется только слово «депрессия» заменить. Мы спрашивали у свадебных организаторов, как они нас презентуют. Они берут список и говорят: вот человек, у него классическая фотография, а у этого — артовая, а вот Шульгины.
Леша: Часто (я очень верю, что это с позитивным подтекстом) про нас говорят: «Ну, на любителя».
От каких принципов в работе вы никогда не отступите?
Полина: Мы не снимаем жанры, в которых не чувствуем себя комфортно. Не фотографируем беременных, с детьми, контент-съемки. Есть жанры, которые нам постоянно не интересны, а есть те, в которые иногда хочется нырнуть-вынырнуть. Не работаем с людьми, которые нам не доверяют. Когда приходят и говорят: «Нам нравится ваше портфолио, но…». Когда этих НО накапливается слишком много, мы отказываем. Ещё мы принципиально не повторяемся. Сколько лет снимаем, ещё ни разу не дублировали сюжет и локацию.
Леша: В основе наших принципов лежит интерес и желание сделать что-то независимое.
Как вы пришли к работе за идею?
Полина: Мы начинали с нее. Мне кажется, только творческий человек поймет этот невозможный зуд, когда ты ничего не можешь делать, пока у тебя есть идея. Она тебя преследует днём и ночью, ты уже готов сам заплатить, чтобы она воплотилась и освободила место.
Леша: Когда сам контролируешь и организуешь, ты в праве решать, как это должно выглядеть. Люди не готовы платить новичку, поэтому он в любом случае изначально выходит из своей независимости и свободы. Удивительно, как это пропадает, когда появляются коммерческие заказы. Видимо, кому-то достаточно делать то, о чем его просят.
Полина: Это как постоянная проверка себя. Так, я ещё свободен, я могу, я не прогнулся? Нет, всё нормально.
Что вы скажете творческим людям из маленьких городов?
Леша: Чтобы создать что-то интересное, не нужно ехать в Европу, за океан. Нужно самому производить вдохновение, а не ждать, пока оно снизойдет.
Полина: Нет, ещё не поздно начать и нет, ещё не всё придумано. Со временем понимаешь: все места заняты, кроме твоего.